воскресенье, 24 апреля 2011 г.

Классный час "Раз в крещенский вечерок"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»


Классный час

«Раз в крещенский вечерок…»





Кондрашова Елена Алексеевна,
учитель математики,
образование высшее,
высшая квалификационная категория,
педагогический стаж – 17 лет
















г. Абдулино
2010-2011 уч. Год




Тема: «Раз в крещенский вечерок…»

Цель: знакомство с обрядовыми праздниками русского народа, создание благоприятной атмосферы для взаимодействия детей.

Форма: праздник.

Подготовительная работа: заранее раздать слова колядок, частушек, песен, пословиц, танцев.

Оборудование: объявление, самовары и атрибуты чаепития, блюдце и платок для гадания, красочное описание темы.


Содержание классного часа:
Учитель:
- Наиболее ярким и, пожалуй, самым таинственным из всех годовых праздников на Руси были зимние Святки.
Считалось, что в период от Рождества Христова (с 7 января) до Крещения (19 января) по Земле ходит маленький Бог, поэтому в это время люди старались совершить как можно больше добрых дел. Ведь чем больше миру добра отдашь, тем больше его в ответ и получишь. Но существовало также и поверье, что во второй половине Святок, от кануна Нового года, до конца Крещения, называемой в народе «страстной неделей», нечистая сила, побеждаемая воскресающим солнцем, устраивает в последний раз свой «шабаш». Мертвецы, привидения, злые духи ходят по темным улицам, запугивают прохожих.
В защиту от злых духов рисовали на стеклах кресты, мазали лбы скоту, «объезжали» на венике свой скот со специальными заговорами и заклинаниями.
Святки праздновались всеми, особенно молодежью. Ее игры, песни, колядки, посиделки, гадания создавали атмосферу святочного веселья.
Во время святок трижды в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с удовольствием выслушивала колядки, которые прославляли Христа, желали счастья хозяевам.
Вечером сходились на посиделки. парни приносили для девушек угощение: конфеты, пряники, орехи.
Сегодня нам предоставляется возможность стать участниками святочных вечеров.
1 ведущий:
- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Встретили мы недавно самый красивый, радостный, самый домашний и любимый праздник – Новый год! А вместе с ним и еще один религиозный праздник – Рождество Христово. Наши дедушки и бабушки очень любили это время. Как вы думаете, почему? Как это время называлось?
Святки – это производное от слова «святой». В эти дни славили, хвалили и прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. В Новый год желали друг другу всего самого наилучшего, отдыхали, ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли с Новым годом, да не простыми словами, а колядками…
2 ведущий:
- Коляда – праздник Нового года, отсюда – колядовать. то есть петь на праздничной рождественской неделе.
Коляда, коляда,
Подавай пирога,
Дай блин, дай кишку,
Свиную ножку,
Всем понемножку.
Неси, не тряси –
Давай, не ломай!
- Вот и к нам сегодня в гости пришли колядовщики.
- Коляда, Моляда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота.
Да еще мелкой скотинки!
А кто не даст лепешки –
Завалим окошки!
1 ведущий:
- Входите, гости дорогие! Доброму человеку всегда рады!
Колядовщики:
- Чем вы нас, хозяюшки, одарите?
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молоко иль кусок пирога?
2 ведущий:
- Ишь какие! Не успели на порог, так уж им давай пирог. А покажите-ка, что вы умеете, с чем в наш дом пришли?
Колядовщики:
- Мы не одни, у нас помощники есть.
Ну-ка, девушки, станцуем. (Девочки исполняют танец).
1 ведущий:
- Вы плясали в удивленье, заслужили угощенье. Угощайтесь, гости веселые, попробуйте наших сладостей.
(Ребята угощают колядовщиков и других ребят сладостями, которые приготовили дома).
Колядовщики:
- спасибо, хозяева, за угощение. Большого вам здоровья. С новым вас урожаем! А сами-то ребята знают какие-нибудь русские народные пляски, игры на народных инструментах?
(Дети играют на ложках).
Колядовщики:
- Молодцы! Руками работать умеете, а вот сейчас посмотрим, какие у вас умные головушки. Отгадайте загадки.
1. Зубы остры, лысый хвост.
как прогнать? Вопрос не прост!
Приходи к нам в гости, киса.
Чтобы пол не грызла…(крыса)

2. Ходит мать с надменной мордой,
Рядом – дочь походкой гордой.
С длинной шерстью дочь и мама,
Весь их род зовется… (лама)

3. Очень он не прихотлив,
Возле яблонь, возле слив.
У рябинки, там, где ель
Кисленький растет…(щавель)

4. Кустом в лесу, в саду растет
И белым зонтиком цветет.
Созреет красной, как малина,
Но это горькая…(рябина)

5. Из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха!
Меж цветов он «знатный пан».
Колпачком цветет …(тюльпан)

6. Под гору коняшка,
А в гору деревяшка…(санки)

7. Одной - зимой отдых,
Другой- летом,
А третьей – ни зимой, ни летом.
(Телега, сани, лошадь).

8. Днем разбита, ночью вставлена (прорубь).

9. В каком году едят более обыкновенного? (В високосном).

10. Где свету конец?
(В темной горнице).

Учитель:
- А теперь попробуйте повторить по два раза скороговорки и частоговорки:
(подходит к гостям со скороговорками).

1. Продавец продает сухие продукты:
Сухарики, сушки и сухофрукты.
Сухие баранки и крекеры есть,
Но всухомятку не нужно их есть.

2. Две подруги загорали,
Загорали за горами,
За горами зря загорали –
Загорожено солнце горами.
3.Зачерпнула цапля чашкой
Чай целебный из ромашки.
Целый чан у цапли чая.
цапля – врач, больных встречает.

4. Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.

5. Клава клала клад в колоду.
Клад уплыл от Клавы в воду.
Не плыла за кладом Клава,
А колода уплывала.

6. Пел перепел за деревней.
Пел тетерев средь деревьев.
Перепел пел-пел,
Тетерева перепел.

7. Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»

2 ведущий:
- Попробуйте-ка, гости дорогие, вместе с нами разобрать перепутанные пословицы. Каждый желающий вытягивает половинку или часть от пословицы и должен найти недостающие части, например:
Зимой солнце светит, да не греет.
Каков снегушек, таков и хлебушек.
Много света на полях, много хлеба в закромах.
Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Лето – припасиха, зима – обдериха.
1 ведущий:
- А еще наши девчата умеют петь веселые частушки:

1. Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать –
Нас идут четыре.

2. Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла –
Я не удержалася.

3. А у нас во дворе
Квакали лягушки.
А я с печки босивом –
Думала – подружки.

4.По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал:
курица обидела.

5. Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.

6. Балалаечка-гудок
свое дело знает.
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.

7. Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат –
Кто бы пел частушки?

Учитель:
- Святок не бывает без гадания. Особенно часто гадали под Рождество, Новый год и Крещение. Способов гадания было очень много. Они до сих пор сохранились в памяти народа. и даже в классической литературе описываются некоторые из них. Давайте вспомним, из каких произведений взяты эти отрывки:
1. Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном.
Ярый воск топили.
(В.А.Жуковский «Светлана»)

2. Татьяна любопытным взором
На воск глядит.
Он чудно вылитым узором
ей что-то чудное гласит;
Из блюда полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин», глава 5).

3. Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, на ряд уходящих свечей в зеркалах смотрела, предполагая то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся смутном квадрате…
(Л.Н.Толстой «Война и мир»)

1 ведущий:
- Жуковский точно передает подробности народных гаданий. Девушка снимала башмачок или валенок и бросала через ворота на улицу, а потом выходила глядеть, в какую сторону лег носком – туда и замуж идти. Если башмачок или валенок лежал носком к воротам, девушке быть еще дома.
2 ведущий:
- «Ярый воск топили» - говорится дальше в балладе. Гадание состояло в том, что растопленный воск капали в блюдо с водой и по застывшим причудливым фигурам судили о будущем. Если восковая фигурка будет похожа на венец – значит, идти замуж. Очень верно подмечено, что для гадания годился только ярый воск: белый, полученный от пчел нового роя.
Колядовщики:
- «Кормили счетным курицу зерном», - писал Жуковский еще об одном девичьем гадании. Оно намного проще. Происходило это так: кучу зерен предварительно пересчитывали, давали курице немного поклевать, и после этого снова пересчитывали зерна. если их остаток оказывался «парным», т.е. делился на два, девушка считала, что в грядущем году будет «парой» - выйдет замуж.
А вот Толстой описывает самый таинственный и самый загадочный способ гадания – с помощью двух зеркал и свечей. Происходило это так. Девушка вечером, оставшись одна в комнате, сняв крест, распустив волосы, ставила два зерала. Одно на столе, впереди себя, другое – позади. Зажигала две свечи, ставила их на стол, возле зеркала садилась, загадывала на суженого и, не оглядываясь и не разговаривая, смотрела в зеркала на столе. Ровно в полночь суженый показывался в зеркале, подходил все ближе и ближе. Как только девушка хорошо рассмотрит его, она должна быстро отвернуть от себя зеркала. Иначе, как утверждали, суженый, показавшись в зеркале, сильно ударит девушку по лицу. От его удара может остаться синий след на всю жизнь.


Святочные гадания:
- Девушка выходила за ворота и спрашивала у первого встречного имя будущего жениха.
- Девушки наливали воду в блюдце и пускали туда две тонких иглы. Если они сходятся, то гадающая за милого замуж выйдет.
- Несколько девушке брали по лепешке и, выбежав во двор, бросали их собаке. Гадание предвещало, что первой замуж выйдет та, чью лепешку первой съела собака.
- На ночь под подушку клала королей четырех мастей, или хлеб, ножницы, или зеркало, загадывали на суженого, который должен был явиться во сне.
Учитель:
- А.С.Пушкин рассказывал о том, как гадали под пение так называемых подблюдных песен. В блюдо, миску каждая девушка клала свое колечко, сережку и прочее. Все это накрывалось платком. Гадание состояло в том, что хор пел, и под пение из-под платка доставали вещь. К хозяйке этого предмета и относилась песня.
1 ведущий:
- А не погадать ли нам, подружки?
Все: Просим, просим.
(Девушка собирает у гадающих украшения или другие мелкие вещицы, кладет их в чашу и накрывает платком).
(Поет):
- Золото хоронили мы,
Чистое хоронили мы.
Мы ухоронили, мы уборонили.
Порохом засыпали,
Сметьем замели.
Призаиндевело да призакруживело.
(Ставит чашу на столе).
(Поет):
- Сидит волчище,
Да на пунчище.
Все:
- Слава! Ой, ладо мое!
(В дальнейшем все поют этот припев).
(Поет)
- Откинул хвост,
Да на 12 верст.
Припев.
Сидит сирота
На загнеточке.
Припев.
Ждет сирота
Кулабумечку.
Припев.
Кому вынется,
Правда сбудется.
Припев.
Правда сбудется
Не минуется…
Припев.
(Украшения из чаши выбираются с пожеланиями).
Пожелания
• Мышь по горнице бежит, каравая в дом тащит. Чья вещица – тому богатым быть.
• Сей, сей мучицу, пеки пироги. К тебе будут гости, к тебе женихи.
• Хлебу да соли – долог век, доброй хозяйке – более того.
• Кузнец, кузнец скует злат венец.
Тебе в том венце венчаться.
• Стоят санки у лесенки, хотят санки уехати:
Уезжать тебе на чужую сторону.
• Кто учиться старается, тому счастье улыбается.
Чья вещица – тому ученому быть.
• А что жнее пожелать этому кольцу?
Подойти к сказочному крыльцу,
В тридевятом царстве побывать,
Сказку-быль повидать.
• Ползет ежик по завалинке.
Тащит казну на мочалинке.
Кому спели – тому добро.
Колядовщики:
- Ай-да, молодцы! Спасибо вам!
У хозяюшки во дому, чтоб велись ребятки.
Цыплятки, утятки, гусятки,
Козлятки, поросятки, телятки.
- На новое вам лето.
На красное вам лето.
Куда конь хвостом,
Туда и жито кустом.
Куда коза рогом –
Там и сено стогом.
- кто любит трудиться,
Тому без дела не сидится!
- Где труд, там и счастье!
- А знаете ли вы, что в крещенскую ночь, перед утренней службой небо открывается. О чем открытое небо попросишь, то и сбудется. Так в народе сказывают. А мы надеемся, что все наши желания исполнятся. Счастливых вам праздников, здоровья, успехов во всех хороших делах.
- Спасибо этому дому, пойдем к другому.
- До свидания, всего вам доброго. Пусть Новый год принесет вам удачу, счастье и благополучие.
Учитель:
- А в заключение наших посиделок девочки исполнят русские народные посиделки. А вы, уважаемые гости, угощайтесь чаем под удивительное пение русских песен.
(Идет процесс чаепития)






Литература
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М., 1997.
3. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989.
4. Панкеев Н.А. Русские праздники. – М., 1998.
5. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. – М., 1997.
6. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М., 1986.
7. Русский фолькор. Серия «Классики и современники». – М., 1989.
8. Сококлова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.
9. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. – М., 1999.
10. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М., 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий