воскресенье, 24 апреля 2011 г.

Классный час "Как много профессий прекрасных"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»


Классный час








«Как много профессий прекрасных»













Кондрашова Елена Алексеевна,
учитель математики,
образование высшее,
высшая квалификационная категория,
педагогический стаж – 17 лет





г. Абдулино
2010-2011 уч. год

Классный час
Тема: «Как много профессий прекрасных»

Каждый человек должен
выбрать то положение в обществе,
которое он хотел бы занять в обществе
и которое в наибольшей степени
приносило бы пользу людям…

Цели:
• ознакомить учащихся с видами профессий по пяти разделам: «Школа знаний», «Служба здоровья», «На страже закона», «Культура для всех», «Сфера обслуживания»;
• ознакомить учащихся с «профессией родителей» и «профессией детей», используя игровые ситуации;
• заслушать выступления родителей о своих профессиях;
• воспитывать интерес, расширять кругозор.


Оборудование:
• таблички с названием разделов профессий, вывешенные на доске;
• плакат с названием темы классного часа;
• выставка книг для общего развития учащихся;
• баян для исполнения частушек.



Ход занятия:

Выходят 5 человек, читают стихотворение С.Михалкова «А что у вас?»
(инсценируют)

А что у вас?

1 ученик:
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал.
Николай ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
- А у нас сегодня гость.
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из миски не хотят.

- А у нас на кухне газ.
А у вас?
- А у нас водопровод.
Вот.
- А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.

- - Мы гуляли по Неглинной.
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар.

- А у нас огонь погас –
это раз.
Грузовик привез дрова –
Это два.
А в-четвертых, наша мама
отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:
- Мама- летчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.

А у Левы мама – повар.
Мама-летчик?
Что ж такого?

- Всех важней, - сказала Ната, -
Мама – вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот.

Летчик водит самолеты –
Это очень хорошо.

Повар делает компоты.
Это тоже хорошо.
доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.

Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Как многие уже, наверное, догадались, тема нашего классного часа сегодня посвящена профессиям. Как много прекрасных профессий существует на свете! Это и повара, учителя, электрики, сварщики, врачи, слесари, медсестры… Их невозможно все перечислить. Ведь ученые подсчитали, что в целом мире существует более 250 тысяч профессий, причем каждая разветвляется еще на несколько более узких. Так что, если бы мы захотели перечислить все существующие профессии, нам понадобилось бы несколько часов. но в этом нет необходимости. Сегодня мы вспомним и поговорим о профессиях, которые наиболее часто встречаются в нашей стране, в нашем городе; узнаем, какие профессии были в старину.
- Ребята, какие профессии вы знаете?
(Каждый ученик называет 1-2 профессии).
- Правильно. В течение всей жизни мы встречаемся с множеством людей, которые так или иначе оказывают на нас влияние.
Почему на обеденном столе лежит вкусный хлеб? Ведь он не растет на деревьях…Почему мы не проваливаемся под пол? Почему мы умеем читать? Почему картинки в книге радуют нас?.. Все это, в частности, потому, что кто-то из взрослых умеет выращивать рожь, пшеницу, а кто-то – молоть зерно, выпекать из муки разные изделия, организовывать торговлю. Кто-то умеет строить дома, а кто-то учить детей «уму-разуму», хорошо рисовать. Не просто умеет, а умеет и любит
делать что-то полезное для других.
- Сегодня мы поговорим о профессиях, представители которых в процессе своей деятельности постоянно общаются с другими людьми.
Это такие разделы профессий, как:
(вывешиваю таблички с названиями разделов)
• Школа знаний.
• Служба здоровья.
• На страже закона.
• Культура для всех.
• Сфера обслуживания.
• Профессия «родителей».
• Профессия «детей».
- Одной из очень важных профессий является профессия педагога, или учителя. Именно педагоги учили нас разбираться в окружающем, в сложных человеческих взаимоотношениях; вырастили нас, дали нам путевку в жизнь. Педагогических профессий более 200. О всех рассказать невозможно. Но о некоторых из них не сказать нельзя.
Первый педагог, с которым малыш встречается в своей жизни, - это воспитатель детского сада. Это человек добрый, чуткий, любящий детей и хорошо их понимающий. Воспитатель детского сада многое делает, чтобы привить ребятам лучшие качества характера, подготовить их к школе.
Проходит несколько лет, и воспитатель передает ребенка в другие заботливые руки – учителя начальных классов. Свои школьные годы и своего первого учителя человек не забывает никогда.
- Ребята, а как зовут вашу первую учительницу?
- Не забывайте навещать своего первого учителя, ведь ваши успехи и неудачи небезразличны вашему первому учителю. Не забывайте поздравлять его с профессиональным и текущими праздниками.
- Проходят годы. Человек переходит из класса в класс, становится умнее, образованнее, все глубже познает жизнь. И все время рядом с ним его старший друг и наставник – учитель.
- Учитель работает не только в школе. Есть еще детские дома, где живут ребята, оставшиеся без родителей; Центральные дома детского творчества. Заканчивает подросток школу, и дальше с ним работают педагоги.
- Ребята, а теперь ответьте на мои вопросы:
(викторина)
• С учителем какого предмета вы пишите сочинения, диктанты, учите стихи и читаете басни?
• Кто в школе объяснит вам на уроке, как решать уравнения, задачи, примеры?
• На каком уроке вы узнаете о самой высокой горе, о самом глубоком океане, озере?
• Кто расскажет вам о строении цветка, о живой и неживой природе?
• Кто учит вас прыгать в высоту, через козел, лазать по канату?
• На каком уроке вы учитесь работать с альбомами и красками?
• На каком уроке вы учите другой язык, язык другой страны?

Рубрика «Знаете ли Вы?»
(читает ученик)
- В нашей стране всеми видами обучения охвачено около 70 млн. человек. У нас действуют около 700 вузов, 4000 техникумов, 7000 училищ.
Более 11 млн. школьников в нашей стране занимаются в секциях, клубах.
- А сейчас немного истории: «Первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» был основан Н.И.Новиковым. Он издавался в 18 веке в Москве. В нем печатались басни, пьесы, стихи. Н.И.Новиков ввел название школьных предметов так, как они называются и сейчас: «чтение», «письмо», «рисование».
Учитель:
- А теперь поговорим о втором разделе профессий «Служба здоровья». Гиппократ говорил: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего намеченного, несправедливого и пагубного».
1 ученик:
- Каждый из нас хочет быть здоровым и прожить долгую жизнь. Что может быть драгоценнее здоровья? В старину профессию врача заменяли знахари и знахарки, которые на протяжении долгих лет собирали лекарственные травы, изучали их свойства и помогали людям избавиться от болезней.
2 ученик:
- Уже с самых древних времен люди старались научиться предупреждать и лечить болезни. Так появилась и стала развиваться медицина.
3 ученик:
- Что же такое медицина? Это область науки, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. Чаша – вместилище змеиного яда, с незапамятных времен применявшаяся людьми в лечебных целях.
4 ученик:
- Основное кредо медицинской профессии: «Светя другим, сгораю сам».
Учитель:
- Медицинский персонал делится на три большие группы: младший – санитарки, дезинфекторы; средний – медицинские сестры, фельдшеры, массажистки; старший – врачи.
Представитель одной из них присутствует у нас сегодня в гостях. Она расскажет об особенностях профессии медицинской профессии.
(Мама одной из учениц рассказывает о своей профессии).
Учитель:
- «Профессия врача – это подвиг, ведь она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов», - говорил А.П.Чехов, который по образованию был врачом.
Существует очень много специальностей врача:
1. Врач-терапевт. Он распознает болезни и лечит их.
2. Врач-педиатр. Это детский врач, он лечит детские болезни.
3. Врач-хирург. Он делает операции.
4. Врач-невропатолог. Его деятельность связана с лече6нием болезней нервной системы.
5. Врач-психиатр. Он исследует особенности работы головного мозга.
6. Врач-нарколог. Он выявляет проявления и последствия, а также лечение болезненного пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам.
7. Врач-окулист. Проверяет зрение, выписывает очки.
8. Врач-стоматолог. Лечит зубы.
9. Врач-дерматовенеролог. Лечит заболевания кожи.
И это далеко не все специальности, а лишь основные, с которыми мы встречаемся по мере посещения больниц.
Рубрика «А знаете ли вы?»
1 ученик:
- Первая аптека в нашей стране была учреждена в 1581 году в Кремле. Она обслуживала царскую семью и включала сборы лекарственных трав.
2 ученик:
- Сердце человека с такой силой выбрасывает кровь в артерии, что кровь обегает все тело и возвращается к месту старта в среднем за 20 секунд!
3 ученик:
- Представьте себе – в самый разгар хирургической операции погас свет! Пока электрики ликвидируют аварию, нужно срочно обеспечить хотя бы какое-то освещение. Для этой цели была придумана сигнальная лампочка. Достаточно хлопнуть в ладоши 2 раза и она зажжется.
4 ученик:
- Акселерация – увеличение роста. Самый высокий человек имеет рост 2метра 45см. Он живет в США. Самый маленький человек живет в Японии – его рост 72 см.
Учитель:
- Третий раздел профессий – «На страже закона». Юрист – это одна из древнейших профессий. Его обязанность – свято служить закону, его букве и духу. Суд, прокуратура, милиция, адвокатура, арбитраж – каждый из этих органов имеет свои специфические функции и выполняет их. Судья «отмеряет» наказание. Следователь расследует «дело». Адвокат «защищает» обвиняемого, юрисконсультант объясняет нам законы, милиционер охраняет покой граждан.
Рубрика «Знаете ли вы?»
1 ученик:
- Рекорд по продолжительности речи поставил французский адвокат Луи Бернард. Он говорил без передышки 120 часов, чтобы спасти жизнь своему подзащитному. Он говорил без передышки 5 суток. Судьи слушали его попеременно. За это время жена обвиняемого успела съездить в Версаль, попросить у короля помилование для мужа и вернуться. Было это в 1816 году.
2 ученик6
- Любой криминалист знает, что у мужчин длина шага 90-65см, а у женщин и стариков – 50-70см, а если длина шага 1 метр и больше, значит, человек бежал.
3 ученик:
- Разные люди, живущие разной жизнью, обладают разным почерком. А почему? На этот вопрос впервые пытался ответить итальянский врач Камило Бальдо. Он выпустил в 1662 году свою работу: «О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», где и дает ответ на этот вопрос.
Учитель:
- Четвертый раздел профессий- «Культура для всех». К нему относятся такие профессии, как библиотекарь, экскурсовод, переводчик, корреспондент и др.
Рубрика «Знаете ли вы?»
1 ученик:
- Первые библиотекари стали возникать еще в глубокой древности: сначала составлялись из глиняных и каменных таблиц, позже – из бумажных рукописных книг.
2 ученик:
- Слово «библиотека» в Древней Руси не употреблялось, а вместо него употребляли «книжный дом».
Учитель:
- Ребята, какие библиотеки есть в нашем городе?
- Кто записан хотя бы в одной из них?
- Профессия корреспондента – одна из самых трудных профессий. Быть может, кто-то из вас в будущем станет корреспондентом. Ну а сегодня им будет ученица…(учитель называет одну из учениц). Ей нужно взять интервью у своей одноклассницы. Тема репортажа «Школа».
Возможные вопросы:
• В какой школе вы учитесь?
• Большая или маленькая ваша школа?
• Что в ней примечательного?
• Хотели ли бы вы учиться в другой школе?
• В каком классе вы учитесь?
• Есть ли у вас в классе друзья?
• С удовольствием ли вы ходите в школу? Почему?
• Ваш любимый предмет?
• Кто ваш любимый учитель? Что бы вы хотели пожелать своим сверстникам?
Учитель:
- Пятый раздел рассматриваемых сегодня профессий: «Сфера обслуживания».
Обслуживать – значит служить людям. Это и есть служба хорошего настроения, служба каждого дня, где человек имеет дело с разнообразием человеческих настроений, вкусов, характеров. Какие профессии относятся к этому разделу, вы узнаете, если ответите на вопросы:
1. Человек, проверяющий билет при выходе из автобуса.
2. Человек, делающий прически.
3. Человек, обслуживающий посетителей в ресторане.
4. Человек, готовящий обеды в столовой.
5. Человек, продающий товар в магазине.
6. Человек, работающий в пассажирском поезде.
7. Человек, продающий билеты в кинотеатре.
- Правильно. С одной из этих профессий – профессией парикмахера – мы познакомимся поближе. Для этого послушаем рассказ об этой профессии мамы одной из учениц. (Мама одной из учениц рассказывает о профессии парикмахера).
Учитель:
- Одной из самых трудных и важных профессий на Земле является профессия «родителей». В чем ее трудность, мы узнаем из фельетона
«Родительское собрание».
(Ученики инсценируют фельетон).
Различные профессии почетны на Руси:
Литейщики и слесари, водители такси.
Геологи, строители, врачи, конферансье –
Но что ни говорите вы,
Профессия родителей в сто крат трудней, чем все.
Не зря, как на заклание и как на страшный суд
На школьное собрание родители идут.
«Прошу мне первой слово дать», - сказала бабка Фрося.
«Отец футбол глядить, а мать приходит только в восемь.
За что я крест такой несу? Скажите мне на милость.
Вчерась легала в восьмом часу, а нынче не ложилась.
И с геометрией хоть плачь, и с алгеброю мука.
Две теоремы, пять задач – замучали вы внука.
На у задачи – просто жуть, людям заняться нечем.
Одни из пункта А идуть, другие – им навстречу.
А две трубы, а водоем? Всю ночь барахтаемся в ем.
А мой внучок – ни «бэ», ни «мэ», я для него профессор.
Четыре пишем, а в уме, в уме совсем другое:
Картошка кончилась опять, купить яичек надо.
Должны вы бабкам задавать уроков меньше на дом.
Ведь у меня делов гора: бельишко намокает, пол не подметен со вчера,
А с утра и до утра все корни извлекаю».
тут подал голос из угла отец Петрова Васи:
- «С тем, что бабуся наплела, я в корне не согласен.
Чтоб из-за Васьки моего не досыпать ночами?
А педагоги для чего? За что им деньги платят?
Мне семь часов соображать на службе надоело.
Нет, наше дело их рожать, а дальше – ваше дело.
И чтоб науку в них долбить, чтоб вас они любили –
Их надо смертным боем бить, как в старой школе били.
И носом ставить их к стене, и выгонять из класса.
Ни одного, поверьте мне, не будет лоботряса».
-«Бить иль не бить, другой вопрос», - сказал другой родитель.
«О спорте- вот о чем всерьез должны поговорить мы.
Сегодня спорт всего важней, он в жизни все решает.
Вот мой племянник Алексей гоняет с детства шайбу.
А в школе слыл за дурака
И в вуз автомобильный
Набрал всего лишь два очка
Из двадцати возможных.
Но так как он имел разряд – зачислен был в минуты,
и вот уж десять лет подряд он в сборной института».
- «Причем тут спорт? Причем хоккей?», - раздался женский голос.
«Когда неправильно детей воспитывает школа.
Ну кто придумал культпоход на фильм кошмарный этот?
Что семикласснику дает Ромео и Джульетта?
Пересказал вчера сосед мне вкратце содержанье:
Ей и четырнадцати нет, ему – всего шестнадцать.
А что творит историк ваш? Ведь сам семейный вроде.
Зачем он в этот…ермитаж с учениками ходит?
Я там сама-то не была, но мне сказала Нина,
Что там в чем мама родила
В углу стоит мужчина.
То ли гонор, то ль Гераклит,
Но этот хоть листком прикрыт.
А рядом Афродита – та вовсе не прикрыта.
Повез бы лучше он детей в Центральный парк культуры –
И чистый воздух, и музей – куда ни глянь скульптуры.
Девица статная с ведром, а рядом – юноша с ядром.
И ясно всем, как дважды два, что физкультурник это.
И пусть отбита голова, зато трусы надеты».
- Да, часто, к сожаленью, от мамы, от отца
Мы слышим заявленья такого образца.
Всегда в запасе жалобы у них на школу есть,
А многим не мешало бы самим за парту сесть.

Учитель:
- Не менее важной и не менее трудной «профессией» является профессия «детей». Ведь у нее тоже много функций и обязанностей: помогать родителям, престарелым людям, уважать взрослых, хорошо учиться в школе, слушать учителей, свершать только хорошие поступки.
А сейчас мы послушаем частушки о поступках, которые не нужно совершать. А вы, ребята, их внимательно послушайте, и, может быть, кто-то в главном герое увидит себя.
(Учащиеся исполняют частушки).
- Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

- Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.

- Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла.
И под музыку запела
Про знакомые дела.

- Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
«Извините, тетя Сима,
Я Вам вовсе не батрак».

- В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут».

-Говорит лентяйке мать:
«Убери свою кровать».
- Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.

- А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

- Витя – очень умный парень,
Может все он смастерить.
Только «зравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.

Учитель:
- Ребята, на нашем классном часе мо поговорили только о нескольких профессиях. О всех рассказать невозможно. На нашем мероприятии присутствуют мамы различных профессий. Мы уже послушали интересные рассказы о профессии парикмахера и медицинской сестры. Давайте ближе познакомимся и с другими.
(Пришедшие на мероприятие родители рассказывают о своих профессиях).
Выставка книг.
- Ребята, вы сейчас в таком возрасте, когда начинаете размышлять о профессиях: какая-то профессия вам нравится больше, какая-то меньше. Быть может, кто-то после сегодняшней нашей встрече для себя в душе выберет профессию, которой он захочет заниматься всю жизнь. А если вы не услышали ничего о других профессиях, я предлагаю узнать о них из выставки книг. Ознакомившись с литературой, представленной на выставке, вы сможете узнать, кто такие ткачи, телефонисты, машинисты, лесники, егери, часовщики, плотники, пожарники, кровельщики, штукатуры, слесари, электрики, каменщики, изолировщики, земледельцы, банкиры, вышивальщицы, пчеловоды и др.
(Учитель знакомит с выставкой книг о профессиях)
- До свидания. Спасибо всем.















Литература
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М., 1997.
3. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989.
4. Домрина Н. Музей прекрасных дам. // Наука и жизнь, 1997, №1. С. 100-105.
5. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. – Чебоксары, 1997.
6. Панкеев Н.А. Русские праздники. – М., 1998.
7. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. – М., 1997.
8. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М., 1986.
9. Русский фолькор. Серия «Классики и современники». – М., 1989.
10. Сококлова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.
11. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. – М., 1999.
12. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М., 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий