воскресенье, 24 апреля 2011 г.

Классный час "Доброта спасет мир"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Классный час

«Доброта спасет мир»







Кондрашова Елена Алексеевна,
учитель математики,
образование высшее,
высшая квалификационная категория,
педагогический стаж – 17 лет

















г. Абдулино
2010-2011уч. год


Классный час
для 5-7 классов

Тема: «Доброта спасет мир».
Цели:
• ознакомить учащихся с Библией и ее основными заповедями;
• развивать в детях навыки самостоятельной работы с источниками литературы, истории;
• воспитывать в детях любовь ко всему живому, человеческие ценности, доброту, уважение к окружающим людям, природе.
Оборудование: книга «Библия», баян для исполнения частушек, таблички с вариантами ответов, таблички с названиями заповедей, записи на доске, табличка со словами «гуманность», «человеколюбие», выставка книг для общего развития учащихся.

Ход занятия.
I. Заповеди из «Библии».
Учитель:
- Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии Духовный закон, раскрывающий, как человеку жить на Земле, что он должен делать и чего избежать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает дефицит и нужду в таких ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность стоит вернуться к этим нравственным правилам. Итак, вот эти заповеди:
1. «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
- Кто этот ближний, которого надо любить? Сосед? Одноклассник?
Да, но не только это. Ближний – это человек, который находится в беде, кому нужна помощь. Ведь человек живет не для одного себя и не для своей только пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него, для блага ближнего.
2. «Не убий».
- Речь идет не только о физическом убийстве живого (насекомые, птицы, звери), но и о злобе, гневе, ненависти. Ненависть сродни убийству, поэтому, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубое слово, надо быстро заглушить в своей душе злобу и помириться с ним.
3. «Не лжесвидетельствуй», т.е. не лги, не говори плохого ни о друге, ни о недруге, не занимайся сплетнями и пересудами. Злой язык может причинить вред доброму имени. Поэтому не надо спешить осуждать другого человека, т.к. наш суд может быть несправедливым. Помните, что убить можно словом, т.к. слово имеет огромную силу.
4 и 5. «Не укради», «не желай ничего чужого» - это значит не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого. Надо довольствоваться тем, что есть.
6. «Чти отца своего и мать свою».
- В этой заповеди заложены обязанности перед самыми близкими людьми – родителями. Сама природа внушает нам любовь и благодарность к тем, кто дал нам жизнь, отечество, воспитание. Непослушание, неуважение, пренебрежение к родителям всегда считалось преступлением, на которое люди смотрели с отвращением.
7. Неразрывно связана с любовью к ближнему заповедь, «повелевающая человеку трудиться». Нужно с детства приучаться убирать за собой, и в труде видеть радость.
8. «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь». Любое ваше слово или поступок небезразличны для людей, поэтому одно из главных призваний человека – исполнять свои человеческие обязанности перед своей совестью, работать над собой, стараться сделать себя лучше, чище, благороднее.
- Эти заповеди, ребята, помогали, помогают и будут помогать людям выжить в трудных условиях. Самое главное, ребята, оставаться Человеком.

II. Работа групп (4 группы).
Учитель:
- Но не только заповедями жив человек. Элементарная вежливость, человеколюбие, доброта – надежные наши помощники.
Ведь «чтобы радость людям дарить,
надо добрым и вежливым быть».
(Класс заранее разделен на 4 группы, которые готовили пословицы, высказывания о добре, вежливости и милосердии).
I группа:
• - Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
• - Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
• - Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
• - Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
• - Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
II группа:
• - Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

• - Этой мерой измерятся
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?

• - Может строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

• - Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!

• - Много славных дел ждет нас, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.

III группа:
• - Для того чтобы стать вежливым, мы должны использовать «волшебные» слова, от которых становится теплее, радостнее.
• - Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять хорошее настроение.
• - Стихотворение Л Николаенко «Доброта»:
- В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это мама, мама, мама!
• - Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным.
• - И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится жизнь. А вот некоторые из нас порой обижают свою маму.
• Да, сколько неприятностей приносим мы своим родителям потому, что бываем невнимательны к ним. Никогда не забывай о том, что ты пообещал.
• - Не только слова должны быт у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.
IV группа:
(исполняются частушки).
• - Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите плясуны.

• - Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.

• - Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела,
Под знакомые слова.

• - Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
Извините, тетя Сима,
Я Вам вовсе не батрак.

• - В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут,
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут».

• - Говорит лентяйке мать:
«Убери свою кровать».
«Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала».

• -А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

• -Витя – очень умный парень,
Может все он смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.

III. Конкурс с элементами игры «Звездный час».
Учитель:
- Ребята, а теперь поведем небольшой конкурс. От каждого ряда я приглашаю по одному человеку. (Учитель напоминает правила игры «Звездный час»). Каждый вопрос оценивается в 5 баллов.
- Итак, тема первая: «Культура поведения».
1-й вопрос: Вашему вниманию предлагаются слова, которыми мы пользуемся в начале разговора пни встрече:
1. Пока. 4. Здравствуйте.
2. Здорово. 5. Хелло.
3. Привет. 6. Доброе утро.
- Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком?
(Ответ: 4,6)

2-й вопрос: Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа.
1. Позовите Машу.
2. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
3. Здравствуйте, позовите Машу.
4. Здравствуйте, извините, Маша дома?
(Ответ: 4)

3-й вопрос: Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы.
1. Можно войти?
2. Я войду?
3. Извините, можно войти?
(Ответ: 3)

4-й вопрос: Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы?
1. Пропустите меня, я выхожу.
2. Разрешите пройти.
3. Извините, можно пройти?
(Ответ: 3)

- Тема вторая: «Составление слов».
- Каждому участнику за 1 минуту нужно составить как можно больше слов из слова, которое вы сейчас увидите. Каждая буква используется один раз. 5 баллов получает тот, кто составит наибольшее количество слов, 4 балла – тот, кто составит чуть меньше слов, и 3 балла – тот, кто наберет наибольшее количество слов.

IV. Стихотворение «Доброта» Н.Тулуповой:
(В это время 3 участника составляют слова).
- Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

V. Игра «Словарь вежливых слов».
Учитель:
- А сейчас проведем поэтическую игру «Словарь вежливых слов».
• Растает даже ледяная глыба
От слова доброго … (спасибо).

• Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(добрый день).

• Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …(спасибо).

• Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, …(здравствуйте).

• Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(прости, пожалуйста).

• И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания).

Подводятся итоги конкурса «Составление слов».

VI. Исторические сведения.
- Ребята, давайте на несколько минут вернемся в прошлые века. И узнаем, откуда к нам пришли некоторые обычаи.
(Дети заранее подготовили ответы на вопросы).
1. Кого в прошлых веках называли рыцарями?
- В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи (латы, кольчуги, шлемы), были вооружены копьем и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти большую подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом, держать данное слово, быть вежливыми, выручать друг друга в беде, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.
2. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?
- В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь бесстрашно бросится в ледяную воду, чтобы спасти тонущего, он совершает много других прекрасных поступков, а в его груди бьется благородное сердце.
3. Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
- Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шапку – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, и это им приятно.
4. Откуда пришел к нам обычай – здороваясь, снимать перчатки?
- С рыцарских времен идет обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу.
5. Какие советы можно дать человеку, идущему в гости?
- Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто еще на лестнице. Не входи в комнату, не постучавшись. Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдет много времени и ты невольно помешаешь общему разговору. Не садись, пока не сядут старшие. Если в комнату вошла девочка, уступи ей свое место, а себе принеси другой стул.
6. Когда в России появилась книга о том, как молодым людям надо вести себя за столом? Как она называлась?
- Более 200 лет тому назад появилась книга о том, как молодым людям вести себя за столом. Называлась она «Юности честное зеркало, или Показания к житейскому обхождению». Составлена она была Российской Академией наук.
7. Что в этой книге было написано? Какие из этих правил живут и сейчас?
- Большинство из правил, записанных в этой книге, годятся и сейчас, хотя написаны они непривычным для нас языком:
• «Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало».
• «Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не Пий, пока пищи не проглотишь».
• «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши».
• «Не проглотив куска, не говори».

VII. Конкурс «волшебных» слов.
- Каждый из нас знает вежливые или «волшебные» слова. Сейчас каждый из вас должен назвать по одному такому «волшебному» слову (учащиеся по очереди называют).

VIII. Стихотворение Б.Заходера «Очень Вежливый Индюк».
- Ребята, вам нужно помнить: что не тот человек считается вежливым, который знает «волшебные» слова, а тот, кто применяет уместно их в жизни, чтобы не оказаться в роли «Очень Вежливого Индюка» Б.Заходера:
- Объявился в доме вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по 30 в день, не реже,
Он кричал: «Эй вы, невежи!
Заходите, что ли в гости –
Поучиться вежливости.
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же та молчишь, как рыба?
Говори: приду, спасибо.
Ты не будь свиньей, Свинья,
Ждет тебя семья моя.
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло».
Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шел –
Ни Корова, Ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости:
«Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балда-балды!
И добавил с высоты
Своего величия:
-Не усвоили, скоты,
Правила приличия!»

IX. Задачи на уважение.
- Ребята, я объявляю две задачи не на сложение – задачи на уважение!
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?». Обращаясь к прохожему, мальчик допустил 3 ошибки. Какие?
(Извините пожалуйста, не смогли бы Вы сказать, который час?)
2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет?
(Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее).

X. Итог занятия.
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит детей и помогает им. Ведь «чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Не только красота, но и доброта спасет мир. Если мы вместе, и каждый из нас в отдельности станет чуть добрее, наша жизнь изменится к лучшему – ведь вокруг не станет зла и непонимания, равнодушия.
(2 ученика читают стихи):
1 ученик:
- Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Мир! Мир! Свет!
Мир – это радость, это дружеский привет!

2 ученик:
- Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
- (Учитель знакомит с выставкой книг: Библией, детской Библией, книгами о доброте).
- До свиданья, ребята. Спасибо всем.




























Литература
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – М., 1997.
3. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989.
4. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. – Чебоксары, 1997.
5. Панкеев Н.А. Русские праздники. – М., 1998.
6. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. – М., 1997.
7. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М., 1986.
8. Русский фолькор. Серия «Классики и современники». – М., 1989.
9. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.
10. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М., 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий